» Konscht » Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?

Питер Брейгель Младший (1564-1637/1638), или Брейгель Адский, повлиял на развитие нидерландской живописи особым образом.

Да, в истории искусства в первую очередь остаются новаторы. То есть те, кто изобретает новые техники и приемы. Те, кто работает так, как никто до них не работал. И такие новаторы работали в то же время, что и Брейгель Младший. Это и Рембрандт, и Караваджо, и Веласкес.

Таким Брейгель Младший не был. Поэтому был забыт на несколько веков. Но в начале XX века вдруг пришло осознание того, что ценность этого художника совсем в другом…

В статье я попытаюсь найти ответ, кем же Питер Брейгель Младший являлся. Просто копиистом или все же великим мастером?

Необычное становление художника

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?
Антонис Ван Дейк. Портрет Питера Брейгеля Младшего. 1632. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Питеру Брейгелю Младшему было 5 лет, когда умер его отец. Поэтому учился он НЕ у великого мастера. А у своей бабки, тещи Питера Брейгеля Старшего, Марии Верхюлст Бессемерс. Да, она тоже была художником, что вообще невероятно. Вот так Питеру повезло.

На фрагменте копии отцовской работы «Проповедь святого Иоанна» изображен Питер Брейгель старший (бородатый мужчина у края), его мать (женщина в красном платье со скрещёнными на груди руками) и бабка (женщина в сером).

Он состарил их, как если бы они были живы на момент написания копии. Ведь на отцовском оригинале они ещё молоды… Очень трогательно получилось.

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?
Слева: Питер Брейгель Старший. Проповедь Иоанна Крестителя (деталь). 1566. Музей изящных искусств в Будапеште. Фото: The Hand of the Master, 2018. Справа: Питер Брейгель Младший. Проповедь Иоанна Крестителя (деталь). Начало XVII века. Коллекция Валерии и Константина Мауергауз. Фото: Арт Волхонка, 2020.

Но Мария Бессемерс не только учила мальчика живописи, но и передала ему кое-что очень ценное. Кальки-шаблоны отца! Прикрепляя их к доске, можно было скопировать композиционное решение и все формы объектов и предметов. Это было золотой жилой! И вот почему.

Питер Брейгель Старший умер довольно молодым, ему ещё и 45 лет не было. При этом уже при жизни он прославился. На него посыпались заказы. Поэтому он начал делать кальки, чтобы потом в мастерской он и его помощники могли бы копировать наиболее востребованные произведения. Но он умер. А спрос на его работы остался.

В его стиле пытались работать другие мастера. Тот же Клеве. Но у него не было шаблонов. Он мог лишь пару раз увидеть оригинал (в доме хозяина картины) и потом по мотивам написать нечто похожее.

Например, так он создал «Возвращение стада».

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?
Слева: Питер Брейгель Старший. Возвращение стада (октябрь-ноябрь). 1565. Музей истории искусств в Вене. Wikimedia Commons. Справа: Мартин ван Клеве Старший. Возвращение стада. 1570-е. Коллекция Валерии и Константина Мауергауз. Фото: Арт Волхонка, 2020.

Есть что-то общее, согласитесь. Но это не точная копия. Клеве упускает величественность природы Брейгеля. Да и фигуры пастухов у него выполнены грубее.

Обратите внимание, что рука у него написана немного выше, чем нужно. Как будто из уха растёт. Брейгель в этом плане создавал более качественные произведения с точки зрения реализма.

Но вот сын мастера Питер Брейгель Младший подрастает и становится мастером. Его принимают в гильдию святого Луки. Это происходит в тот же год, когда умирает Клеве.

Мало того, что парню достаются кальки, да ещё и главный подражатель отца умирает. А спрос ещё есть. Он воспользовался шансом и начал копировать работы отца.

В чем различие работ отца и сына

Но тут самое интересное. Сравнив работы сына и отца, мы замечаем, что они все-таки различаются.

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?
Сверху: Питер Брейгель Младший. Крестьянская свадьба. 1616. Частная коллекция. Фото: Арт Волхонка, 2020. Снизу: Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1567. Wikimedia Commons.

И главное различие – в цвете. Почему-то цветовое решение сына не всегда совпадает с отцовским. Я думаю, что Вы уже догадываетесь почему.

Все дело в кальках. Они-то были у сына, а вот оригинал он не всегда имел возможность увидеть своими глазами. И даже если такая возможность была, сложно запомнить все детали за один раз. Картина могла быть приобретена коллекционерами из другого города. И увидеть оригинал удалось лишь однажды. И то не всегда.

Ещё обратите внимание, что сын несколько упрощает рисунок, в результате изображение получается более гротескным и близким к лубочному.

Вот на этих фрагментах видно, насколько отец более реалистичен, а сын более схематичен.

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?

Что ж, приходилось работать быстрее. Создание копий требовало привлечения помощников, которые обладали меньшим мастерством. Да и в целом такая почти конвейерная работа не предполагала проработки всех деталей.

К тому же эти картины продавались не аристократии, а людям более низких сословий. И Питер Брейгель Младший стремился соответствовать их вкусам. А им по душе был именно вот такой простой стиль. Фигуры и лица более упрощенные, что опять же хорошо видно в сравнении.

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?

Но все же Питер Брейгель Младший был на самом деле очень хорошим мастером, что доказывает вот эта работа.

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?
Питер Брейгель Младший. Добрый пастырь. 1630-е. Частная коллекция. Фото из личного архива.

Она написана также по кальке отца, но выполнена очень качественно. Реалистичное лицо пастуха, соразмерно переданные эмоции несчастного. А также очень подходящий к трагичной сцене пейзаж с редкими деревцами и выжженной солнцем землёй.

Работа столь хороша по исполнению, что долгое время приписывалась отцу. Но все же анализ возраста доски доказал, что она была создана позднее сыном мастера с использованием кальки-шаблона.

Зачем ещё сын менял картины отца

Есть работы, которые, как говорится, сделаны под копирку. Несмотря на их огромное количество. Так, знаменитую брейгелевскую «Ловушку для птиц» Питер Брейгель и его мастерская копировали более сотни раз.

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?
Питер Брейгель Младший. Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц. 1615-1620. Частная коллекция. Фото из личного архива.

Для понимания масштабов: в России хранится не менее 3 таких копий. В частной коллекции Валерии и Владимира Мауергауз, в Пушкинском музее в Москве и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Скорее всего, такие копии есть и в других частных коллекциях.

Я их даже не буду показывать все, так как они очень похожи. И в сравнении нет смысла. Это тот случай, когда заказчик требовал «точно такую же» и Питер не отступал от шаблона почти ни на шаг.

Выше мы разобрали, почему у оригиналов и реплик не совпадали цвета.

Но порой Брейгель Младший изменял и композицию отца. И делал он это намеренно. Посмотрите на две их картины.

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?
Сверху: Питер Брейгель Младший. Путь на Голгофу. 1620-е. Частная коллекция. Арт Волхонка, 2020. Снизу: Питер Брейгель Старший. Путь на Голгофу. 1564. Музей истории искусств, Вена. Wikimedia Commons.

У отца Христос с крестом теряется в толпе. И если вы не видели ранее этой картины, то у вас уйдёт какое-то время, чтобы найти главного героя.  Сын же делает фигуру Христа крупнее и помещает ее на передний план. Вы почти сразу можете его увидеть.

Почему же сын так изменил композицию, не воспользовавшись готовой калькой? Дело опять же во вкусах заказчиков.

Питер Брейгель Старший закладывал определенную философию, изображая так мелко главного героя. Ведь это для нас распятие Христа — ключевое и самое трагичное событие Библии. Мы понимаем, как много он сделал для спасения людей.

А вот современники Христа едва ли это понимали, не считая немногочисленной группы приближенных к Сыну Божьему. Людям не было дело до того, кого там ведут на Голгофу. Разве что с точки зрения зрелища. Это событие терялось в ворохе их ежедневных забот и дум.

Но Питер Брейгель Младший не стал так усложнять сюжет. Заказчикам нужен был просто «Путь на Голгофу». Без многослойности смыслов.

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?

Он упростил и отцовскую задумку «Семи дел милосердия».

Картина создана по фразе из Евангелия от Матфея. Она гласит, что его накормили, напоили, одели, к больному ходили, в заключении посещали, как путника принимали. В Средневековье к его словам добавили еще одно дело милосердия – захоронение по христианским законам.

На гравюре Питера Брейгеля Старшего мы видим не только все семь благих дел, но и аллегорию милосердия – девушку по центру с птицей на голове.

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?
Сверху: Питер Брейгель Младший. Семь дел милосердия. 1620-е. Частная коллекция. Фото: Арт Волхонка, 2020. Снизу: Питер Брейгель Старший. Милосердие. 1559. Музей Бойманса ван Бенингена, Роттердам. Фото: The Hand of the Master, 2018.

А сын не стал ее изображать и превратил сцену почти в просто жанровую. Хотя мы по-прежнему на ней видим все дела милосердия.

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?
Семь дел милосердия: 1. Одеть 2. Накормить. 3. Напоить. 4. Посетить в заключении. 5. Похоронить по-христиански. 6. Дать кров путнику. 7. Посетить больного.

НЕ отцовское наследие

Важно отметить, что Питер Брейгель Адский создавал реплики не только отца. И вот тут как раз я объясню, почему его прозвали Адским.

Ведь он пробовал работать и в стиле Босха, создавая фантастических существ. Поэтому его прозвали Адским, как раз из-за этих ранних работ.

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?
Питер Брейгель Младший. Искушение святого Антония. 1600. Частная коллекция. Wikiart.org.

Но потом спрос на босховские фантазии угас: людям хотелось больше жанровых сцен. И художник переключился именно на них. Но прозвище так прижилось, что аж до наших времён дошло.

А жанровые сцены любили ещё и французы. Причём с более выраженным сатирическим началом. Именно с французской работы художник сделал реплику «Деревенский адвокат».

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?
Питер Брейгель Младший. Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов). 1630-е. Частная коллекция. Арт Волхонка, 2020.

Видите, даже настенный календарь остался на французском языке. И здесь это сатира, высмеивание работы налоговых юристов…

Это была очень популярная жанровая сцена, поэтому художник и его мастерская сделали немало реплик.

Нидерландские пословицы

Куда же без нидерландских пословиц! Вы же наверняка знаете невероятную картину Питера Брейгеля Старшего на эту тему. О ней я писала вот в этой Artikel.

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?
Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. 1559. Берлинская картинная галерея, Германия. Wikimedia Commons.

В начале XVII века тема не потеряла актуальности. Однако уже было в тренде вешать на стены декоративные тарелки, на которых визуально рассказана та или иная пословица.

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?
Работы Питера Брейгеля младшего. Слева: Крестьянин засыпает колодец, когда в нем утонул телёнок. Справа: У неё в одной руке огонь, в другой – вода. 1620-е. Частная коллекция. Арт Волхонка, 2020.

Слева Брейгель показывает, что «кулаками после драки не машут» и что смысла закапывать колодец уже нет, раз в нем уже погиб телёнок.

А вот справа показана двойственная натура некоторых людей, когда в лицо они говорят одно, а думают совсем другое. Словно несут одновременно и воду, и огонь.

Питер Брейгель Младший в России

В середине XVII века интерес к Брейгелям начал угасать. И возобновился он только в начале XX века! Но цены на их работы в связи с этим взлетели. В коллекцию Эрмитажа и Пушкинского музея так и не было приобретено ни одного Питера Брейгеля Старшего. Но попало несколько работ его старшего сына.

Три работы хранятся в Пушкинском музее. В том числе «Весна. Работа в саду».

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?
Питер Брейгель Младший. Весна. Работа в саду. 1620. Пушкинский музей, Москва. Gallerix.ru.

В Эрмитаже – 9 работ. Одна из самых интересных – «Ярмарка с театральным представлением» – была приобретена у коллекционера лишь в 1939 году, как раз на волне возродившегося интереса к этому художнику.

Pieter Brueghel de Jéngere (Infernal). Copyist oder grousse Kënschtler?
Питер Брейгель Младший. Ярмарка с театральным представлением. Первая треть XVII века. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

В общем-то не так много работ, согласитесь.

Но этот пробел восполняют частные коллекционеры. Целых 19 работ Питера Брейгеля Младшего принадлежит Валерии и Константину Мауергауз. На основе их коллекции, которую увидела на выставке в музее «Новый Иерусалим» (город Истра Московской области), я и создала эту статью.

Konklusioun

Питер Брейгель Младший никогда не скрывал, что он копирует работы отца. И всегда подписывал их своим именем. То есть с рынком он был предельно честен. Он не пытался выгоднее продать картину, выдав ее за работу отца. Это был его путь, но он на самом деле укрепил фундамент, заложенный отцом.

А ещё благодаря Брейгелю Младшему мы знаем о тех работах великого мастера, которые были утеряны. И только через копии сына мы можем получить более полное представление о творчестве отца.

PS. Важно упомянуть, что у Питера Брейгеля Старшего был ещё один сын, по имени Ян. Ему был всего лишь год, когда умер отец. И так же, как и его старший брат Питер, он никогда не учился у отца. Ян Брейгель Старший (Бархатный или Цветочный) тоже стал художником, но пошёл другим путём.

В другой небольшой статье я как раз рассказываю о нем. После ее прочтения Вы уже не будете путать братьев. И ещё лучше разберётесь в знаменитом семействе художников Брейгелей.

***

Wann mäi Presentatiounsstil Iech no ass an Dir interesséiert sidd fir Molerei ze studéieren, kann ech Iech e gratis Lektiounszyklus per Mail schécken. Fir dëst ze maachen, fëllt en einfache Formulaire op dësem Link aus.

Comments aner Lieser kuckt ënnen. Si sinn dacks eng gutt Ergänzung zu engem Artikel. Dir kënnt och Är Meenung iwwer d'Molerei an d'Kënschtler deelen, wéi och den Auteur eng Fro stellen.

Online Konscht Coursen 

Englescher Versioun

 

Links zu Reproduktiounen:

Антонис ван Дейк. Портрет Питера Брейгеля Младшего:

https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/02.+drawings/242152

Питер Брейгель Младший. Ярмарка с театральным представлением:

https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/01.+paintings/38928