» Konscht » Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители

Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители

Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители

De Raphael huet an enger Ära gelieft, wou voll-Gesiicht Portraite just an Italien opgetaucht waren. E puer 20-30 Joer virdrun goufen d'Awunner vu Florenz oder Roum strikt am Profil duergestallt. Oder de Client gouf virum Hellegen geknéielt. Dës Zort vu Portrait gouf Spenderportrait genannt. Scho fréier gouf de Portrait als Genre guer net existéiert.

Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители
Слева: Филиппино Липпи. Фреска “Благовещение”. 1490 г. Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва. Рим. Святой Фома Аквинский прерывает Благовещение, чтобы представить Деве Марии кардинала Оливьеро Карафу, спонсора постройки часовни. Справа: Гирландайо. Джованна Торнабуони. 1487 г. Музей Тиссена-Борнемисса, Мадрид, Испания.

В северной Европе первые портреты, в том числе анфас появились раньше лет на 50. Это связано с тем, что в Италии изображение одного человека долгое время не приветствовалось. Так как это было символом отрыва от коллектива. Но все же желание увековечить себя было сильнее.

Рафаэль увековечил себя. И помог остаться в веках своему другу, возлюбленной, главному покровителю и многим другим.

1. Автопортрет. 1506 г.

Am Selbstportrait ass de Raphael an einfache Kleeder gekleet. Hie kuckt op den Zuschauer mat liicht traureg a léif Aen. Säi schéint Gesiicht schwätzt vu sengem Charme a Fridden. Seng Zäitgenossen beschreiwen hien esou. Frëndlech a reaktiounsfäeger. Esou huet hien seng Madonnaen gemoolt. Wann hie selwer net mat dëse Qualitéiten dotéiert gewiescht wier, hätt hien se kaum an der Täsch vun der Helleger Maria vermëttelt.

Liest iwwer de Raphael am Artikel "D'Renaissance. 6 grouss italienesch Meeschter.

Liest iwwer seng bekanntste Madonnaen am Artikel "Madonnas vum Raphael. 5 schéinste Gesiichter.

Site "Tagebuch vum Molerei. An all Bild gëtt et e Geheimnis, Schicksal, e Message.

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-11.jpeg?fit=563%2C768&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-11.jpeg?fit=563%2C768&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3182 size-thumbnail» title=»Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-11-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Автопортрет всегда может многое рассказать о характере художника. Вспомните, насколько яркие краски любил Рафаэль. Но себя он изобразил скромно одетым, в чёрное. Лишь белая рубашка выступает из-под черного кафтана. Это явно говорит об его скромности. Об отсутствии заносчивости и высокомерия. Таким его и описывают современники.

Vasari, Biograf мастеров Возраждения так описывал Рафаэля:  “Сама природа наделила его той скромностью и добротой, что случается иной раз наблюдать у людей, сочетающих в себе исключительно мягкий и отзывчивый нрав…”

Он был приятен внешне. Был добродетелен. Только такой человек мог написать самых прекрасных Мадонн. Если хотят подчеркнуть, что женщина прекрасна и душой, и телом, то нередко говорят “прекрасна, как Мадонна Рафаэля”.

Об этих прелестных образах читайте в статье Raphael seng Madonnaen. 5 schéinste Gesiichter.

2. Аньоло Дони и Маддалена Строцци. 1506 г.

Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители
Рафаэль. Портреты Аньоло Дони и Маддалены Строцци. 1506 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Аньоло Дони был богатым торговцем шерстью из Флоренции. Был ценителем искусства. Рафаэлю на собственную свадьбу он заказал свой портрет и портрет молодой жены.

В это же время во Флоренции жил и работал Леонардо да Винчи. Его портреты произвели сильное впечатление на Рафаэля. Именно в свадебных портретах четы Дони чувствуется сильное влияние да Винчи. Маддалена Строцци напоминает Мону Лизу.

Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители
Слева: Рафаэль. Портрет Маддалены Строцци. 1506 г. Палаццо Питти, Флоренция, Италия. Справа: Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж.

Тот же поворот. Так же сложены руки. Только Леонардо да Винчи создавал на картине полумрак. Рафаэль же остался верен ярким цветам и пейзажу в духе своего учителя Perugino.

Вазари, современник Рафаэля и Аньоло Дони, писал, что последний был скупым человеком. Единственное, на что он не жалел денег, это искусство. Скорее всего ему пришлось раскошелиться. Рафаэль знал себе цену и требовал за свою работу сполна.

Известен один случай. Как-то Рафаэль выполнил заказ на несколько фресок в доме Агостино Киджи. По договорённости ему должны были заплатить 500 экю. По завершению работы художник запросил денег в два раза больше. Заказчик был в недоумении.

Он попросил Микеланджело посмотреть фрески и дать свое экспортное мнение. Действительно ли фрески стоят столько, сколько запрашивает Рафаэль. Киджи рассчитывал на поддержку Микеланджело. Ведь тот недолюбливал других художников. Рафаэля в том числе.

Микеланджело не смог руководствоваться неприязнью. И оценил работу по достоинству. Показав пальцем на голову одной сивиллы (предсказательницы), он произнёс, что лишь одна эта голова стоит 100 экю. Остальные же по его мнению не хуже.

3. Портрет папы Юлия II. 1511 г.

Папа Юлий II пригласил Рафаэля в Рим в 1508 году. Задачей мастера было расписать несколько залов Ватикана. Папа был так поражён проделанной работой, что приказал счистить фрески других мастеров. Чтобы Рафаэль расписал их заново.

О портрете Папы и его роли в жизни Рафаэля читайте в статье “Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители”.

Site "Tagebuch vum Molerei. An all Bild gëtt et eng Geschicht, e Schicksal, e Geheimnis.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-22.jpeg?fit=565%2C768&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-22.jpeg?fit=565%2C768&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3358 size-thumbnail» title=»Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-22-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Рафаэль. Портрет Папы Юлия II. 1511 г. Национальная галерея Лондона

Папа Юлий II сыграл очень важную роль в творчестве Рафаэля. Он пришёл на смену Папе Александру VI, Борджиа. Тот славился своим распутством, расточительством и кумовством. До сих пор Католическая Церковь считает его правление несчастным периодом в истории папства.

Юлий II был полной противоположностью своему предшественнику. Властный и амбициозный, он тем не менее не вызывал зависти или ненависти. Так как все его решения принимались только с учетом общих интересов. Он никогда не использовал власть в личных целях. Пополнил казну Церкви.  Много тратил только на искусство. Благодаря ему в Ватикане работали лучшие художники той эпохи. В том числе Рафаэль и Микеланджело.

Рафаэлю он доверил расписать несколько залов Ватикана. Он так был поражён мастерством Рафаэля, что приказал счистить фрески предыдущих мастеров ещё в нескольких залах. Для работы Рафаэля.

Конечно, Рафаэль не мог не написать портрет папы Юлия II. Перед нами очень пожилой человек. Однако глаза не утратили пресущей ему жёсткости и принципиальности. Этот портрет так поразил современников Рафаэля, что проходящие мимо него трепетали словно перед живым.

4. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1514-1515 гг.

Castiglione war ee vun den déifste Geescht vu senger Ära. Hie war en Diplomat a Frënd vum Raphael. De Kënschtler konnt d'Bescheidenheet an d'Gefill vun der Proportioun vermëttelen, déi him inherent waren. Hie konnt kompetent souwuel Satin wéi Seid schreiwen. Awer hien huet e Frënd a gro-schwaarz Téin portraitéiert. Grey ass eng Kompromëssfaarf an enger Welt vun helle Faarwen, déi matenee konkurréiere. Ähnlech sicht en Diplomat ëmmer no Kompromëss tëscht opposéierende Standpunkter.

Liest iwwer dëse Portrait am Artikel "Portraits of Raphael. Frënn, Liebhaber, Patréin."

Site "Tagebuch vun Molerei: an all Bild - Geschicht, Schicksal, Geheimnis".

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-21.jpeg?fit=595%2C741&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-21.jpeg?fit=617%2C768&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3355 size-thumbnail» title=»Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-21-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Raphael. Portrait vum Baldassare Castiglione. 1514-1515 Louvre, Paris

Рафаэль был приятным в общении человеком. В отличие от многих других художников, замкнутость никогда ему не была свойственна. Открытая душа. Доброе сердце. Не удивительно, что у него было много друзей.

Одного из них он и изобразил на портрете. С Бальдассаре Кастильоне художник родился и вырос в одном городе Урбино. Вновь они встретились в Риме в 1512 году. Кастильоне прибыл  туда в качестве посла герцога Урбинского в Риме (в то время почти каждый город был отдельным государством: Урбино, Рим, Флоренция).

В этом портрете уже почти ничего нет от Перуджино и да Винчи. Рафаэль выработал свой стиль. На тёмном однородном фоне невероятно реалистичное изображение. Очень живые глаза. Поза, одежда многое говорят о характере изображённого.

Кастильоне был истинным дипломатом. Спокойный, рассудительный. Никогда не повышал голос. Не даром Рафаэль изображает его в серо-черном. Это мудрые цвета, которые остаются нейтральными в мире, где соперничают яркие краски. Таким и был Кастильоне. Он был умелым посредником между противоположностями.

Кастильоне не любил внешний блеск. Поэтому его одежда благородная, но не броская. Никаких лишних деталей. Никакого шёлка и атласа. Лишь маленькое пёрышко в берете.

Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители

В своей книге “О придворном” Кастильоне пишет о том, что главное для благородного человека – мера во всем. “Человек должен держаться немного скромнее, чем позволяет его социальное положение”.

Именно это скромное благородство яркого представителя Renaissance и сумел передать Рафаэль.

5. Донна Велата. 1515-1516 гг.

Iwwer de Portrait vun Donna Velata, e Zäitgenoss vum Rafael Vasari huet geschriwwen datt de Meeschter dës schéin Fra bis zum Enn vu sengen Deeg gär huet. Allerdéngs ass et wichteg ze bemierken datt am Bild e Schleier iwwer d'Fra geworf gëtt. Och an den Hoer gesi mir eng Ornament mat enger grousser Pärel. Nëmme bestuete réimesche Fraen hunn esou gekleet. Et stellt sech eraus datt de Raphael eng bestuete Fra gär huet? Et gëtt eng nach méi onheemlech Versioun. De Raphael selwer war mat hatt bestuet.

Liest doriwwer am Artikel "Fornarina Rafael. Eng Geschicht vu Léift an engem geheime Bestietnes."

Site "Tagebuch vum Molerei. An all Bild gëtt et eng Geschicht, e Schicksal, e Geheimnis.

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-28.jpeg?fit=595%2C766&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-28.jpeg?fit=600%2C772&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3369 size-thumbnail» title=»Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-28-480×640.jpeg?resize=480%2C640&ssl=1″ alt=»Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители» width=»480″ height=»640″ data-recalc-dims=»1″/>

Рафаэль. Донна Велата. 1515-1516 гг. Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Портрет Донны Велаты написан в той же манере, что и портрет Кастильоне. На пике мастерства. Буквально за год-два до этого написана Sixtinesch Madonna. Более живую, чувственную и красивую земную женщину сложно представить.

Однако до сих пор доподлинно неизвестно, что за женщина изображена на портрете. Я бы серьезно рассматривала две версии.

Это может быть собирательный образ несуществующей никогда красавицы. Ведь Рафаэль именно так и создавал образы своих знаменитых Мадонн. Как он сам писал своему другу Бальдассаре Кастильоне, “красивых женщин так же мало, как и хороших судей”. Поэтому он вынужден писать не с натуры, а воображать красивое лицо. Лишь вдохновляясь окружающими его женщинами.

Вторая, более романтичная версия гласит, что донна Велата являлась возлюбленной Рафаэля. Возможно именно об этом портрете пишет Вазари: “Женщина, которую он очень любил до самой смерти, и с которой он написал портрет настолько прекрасный, что она была на нем вся, как живая”.

Многое говорит о том, что эта женщина была ему близка. Недаром Рафаэль напишет ещё один её портрет несколько лет спустя. В той же позе. С тем же жемчужным украшением в волосах. Но с оголенной грудью. И как выяснилось при реставрации 1999 года, с обручальным кольцом на пальце. Несколько веков оно было закрашено.

Почему кольцо закрасили? Означает ли оно, что Рафаэль женился на этой девушке? Ответы ищите в статье Fornarina Raphael. D'Geschicht vu Léift a geheime Bestietnes ".

Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители

Рафаэль создал не так много портретов. Слишком мало он жил. Он умер в 37 лет, в день своего рождения. К сожалению, жизнь гениев часто оказывается короткой.

Читайте также о Рафаэле в статье “Мадонны Рафаэля: 5 самых прекрасных лиц”.

***

Comments aner Lieser kuckt ënnen. Si sinn dacks eng gutt Ergänzung zu engem Artikel. Dir kënnt och Är Meenung iwwer d'Molerei an d'Kënschtler deelen, wéi och den Auteur eng Fro stellen.